Тахограф — прибор который устанавливаются на борт транспортного средства для фиксации таких данных, как скорость движения, маршрут, количество стоянок, расход топлива во время поездки.
Особенности закона об использовании тахографов
Отгремели баталии обсуждений и споров насчет обязательной установки тахографов в кабины транспортных средств. Точку в вопросе необходимости установки тахографов на грузовые автомобили поставил закон «О безопасности дорожного движения», ст.20 ч.1 абз.9 КоАП РФ:
«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.»</
Дополняют и детализируют закон Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Кого коснулись изменения в законе?
Согласно новым правилам, до 2018 года автомобили, оснащенные тахографами по ЕСТР на производстве и в сервисных центрах до 2014 года, обязаны произвести замену прибора на модель нового образца.
Обязательному оснащению данными приборами подлежат следующие виды транспортных средств
Обязательность установки прибора объясняется необходимостью повысить уровень безопасности на дорогах. В случае аварии, показания тахографа помогут установить степень виновности водителя в дорожно-транспорном происшествии. Прибор дает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, отслеживать местонахождение, продолжительность пути, пробег и количество стоянок каждого водителя.
Закон освобождает от обязательной установки тахографов следующие виды транспортных средств:
- городские маршрутные автобусы и троллейбусы;
- участники международного автомобильного движения, которые уже используют тахографы других стран;
- грузовики и автобусы Вооруженных сил, органов государственной безопасности и других специальных ведомств;
- транспорт используемый исключительно в сельском хозяйстве;
- грузовики со сроком эксплуатации более тридцати лет;
- учебные автомобили, если они не задействованы в коммерческих грузоперевозках;
- бетононасосы, бетоносмесители, гудронаторы, автокраны;
- автомобили скорой, пожарной, газовой служб ;
- транспортные средства Службы эвакуации автомобилей;
- грузовики и другие транспортные средства муниципальных служб и служб дорожного назначения;
- транспортные средства обслуживающие буровые установки;
- автомобили служб инкассации, и других ведомств, занятых непосредственно перевозкой высокоценных грузов;
- ТС с подъемниками и платформами для персонала;
- автолавки;
- автомобили похоронных служб;
- бронированные авто;
- транспортные средства, используемые для перевозки молока, скота, птиц, яиц, свежей рыбы, при наличии специального оснащения;
- транспорт предназначенный для перевозки и внесения удобрений неорганического происхождения;
- грузовые автомобили категории С, используемые в сельском хозяйстве для перевозок в пределах одного хозяйственного объединения (внутри границ административного района, по месту регистрации автомобиля);
- специальные ТС;
- передвижные студии, лаборатории и мастерские.
Также в законе ничего не сказано про обязательную установку тахографов в частные автомобили, но следует помнить, что использование такого автомобиля для перевозок в коммерческих целях может привести к административной ответственности за предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в размере, сопоставимом со штрафом за отказ от установки оного.
Какие виды тахографов существуют?
Приборы разделяются по способу функционирования на аналоговые и цифровые.
- Аналоговые – более ранние, внешне напоминают круглый циферблат. Показатели в них записываются специальными датчиками и выдаются в виде круговой диаграммы. Для начала работы водитель должен самостоятельно указать точное время начала поездки
- Цифровые тахографы — внешне похожи на музыкальный проигрыватель, имеют собственный экран, который выводит всю необходимую информацию. Она фиксируется на ленте из бумаги, которая печатается в конце рейса. Из-за более высокой точности фиксации информациии, такие тахографы сейчас полностью заменили собой аналоговые.
Как дополнительную возможность, современные приборы могут для определения своего местоположения использовать спутниковую систему ГЛОНАСС, делая данные более точными.
Согласно району эксплуатации автомобиля разделяют тахографы на:
- Международного образца (ЕСТР), используемые в перевозках между странами;
- Для транспортных и грузовых перевозок в пределах России используется цифровой тахограф с модулем, использующий криптографию для обеспечения надежной защиты информации.
Аббревиатура СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации. Это специальный прибор, собирающий и фиксирующий полученную информацию от датчиков даже при отключенном питании. Устройство представляет собой записывающий модуль подключенный к системе GPS, которая определяет местоположение тахографа.
Главная задача прибора – сделать невозможной коррекцию полученных сведений извне. Для работы системы необходима цифровая подпись.
Могу ли я самостоятельно установить тахограф?
Для считывания криптографически зашифрованных показателей используется специальное оборудование, проходящее обязательную сертификацию.
Самостоятельно устанавливать устройство запрещено, установка тахографа в Воронеже осуществляется специализированными мастерскими, зарегистрированными и получившими соответствующие разрешения. Так, для установки блока СКЗИ, сервисный центр должен получить лицензию от ФСБ, поскольку модуль криптозащиты это устройство, способное хранить сведения, составляющие государственную тайну. Это нужно учитывать при планировании поездок за границу.
Доступ к чтению хранимой информации можно получить с помощью специальных пластиковых карт со встроенным чипом. По возможности доступа к ним пользователи делятся на следующие категории:
- Сервисный центр. Такая карта используется для первичной настройки во время монтажа прибора в систему транспортного средства;
- Транспортная компания — владелец транспортного средства. Она обеспечивает доступ к информации, сохраненной в устройстве о каждой поездке. Этот тип карточки предоставляет доступ к самому большому количеству данных о поездке. Имея такую информацию легко предотвратить попытки слива топлива, несанкционированные стоянки и простои, постоянное превышение скоростного режима, подкручивание километража на счетчике в ту или иную сторону, а также измерить прочие параметры маршрута. Понимание средней скорости движения грузового автомобиля дает возможность тщательно планировать маршрут с учетом временных параметров.
- Надзорные органы. Служба ГИБДД может в определенным случаях снимать показания счетчика тахографа.
- Персональная водительская карта идентифицирует каждого, кто в находится за рулем. Эта карта может лишь фиксировать, но не считывать данные маршрута автомобиля для каждого водителя.
Могу ли я изменить данные тахографа?
Срок действия каждой карточки составляет три года, затем её необходимо обновить. Нельзя использовать поврежденную или неисправную карту. Обмануть показания датчиков или обойти их технически сложно, потому что кроме фиксации скорости движения и времени отдыха, тахограф фиксирует все попытки повредить его, отключить электричество в автомобиле и другие события и происшествия на маршруте. Все действия, направленные на искажение данных тахографа, будь то отключение питания прибора, подача на него высокого напряжения, физическое повреждение или воздействие магнитом, найдут отображение в показаниях и в дальнейшем легко определяются специалистом.
Владея указанной выше информацией, каждый может определить степень необходимости использования тахографа сегодня, учитывая стоимость прибора. Но, поскольку законодатель функцию выбора взял на себя и законом постановил обязательно установить тахограф, использовать его на определенных видах транспортных средств придется.
Но, несмотря на все это, тахограф на грузовых автомобилях может быть очень полезным, обеспечив оптимальный контроль режима поездки. Опыт перевозок с эксплуатацией прибора опровергает доводы противников внедрения тахографа – экономия топлива и времени, при правильном планировании маршрута, быстро возвратит потраченные на приобретение и установку средства.
И даже если тахограф не может контролировать физическое самочувствие водителя, но, если в результате его использования может быть сохранена хотя бы одна человеческая жизнь, то его установка оправдана, и перевозка грузов станет более безопасной.